КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?..
Мы дружны
с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

далее



05.JPG

Книги Третьего конкурса имени Сергея Михалкова

31 января в книжном магазине «Москва» на Воздвиженке, огромном и одновременно уютном, располагающем к интересному, душевному времяпрепровождению, состоялась презентация книг победителей Третьего Международного конкурса имени Сергея Михалкова, вышедших в издательстве АСТ.

Лауреатскую библиотеку пополнили: повесть «Луноликой матери девы» молодого прозаика Ирины Богатыревой, сборник стихов «На белом листочке» детского поэта Наталии Волковой и первый писательский опыт кинодраматурга Александра Адабашьяна и режиссера Анны Чернаковой – повесть для семейного чтения вслух «Хрустальный ключ». Эти книги вышли в продажу месяц назад – в середине декабря прошлого года. Очень приятно, что, несмотря на почти полное отсутствие рекламы, все три распроданы уже больше чем на половину. Надеемся, теперь они будут раскупаться еще быстрее, совсем так, как на презентации.

Благодаря джазовому вступлению народного артиста России Игоря Бутмана и мастерскому конферансу известного актера театра и кино Сергея Колесникова непринужденная, творческая атмосфера утвердилась на авторской площадке магазина «Москва» с первых же минут вечера. В целом он напоминал содержательный, откровенный, дружеский разговор. Выступление каждого из авторов звучало как искренняя, личная, важная история, идущая от самого сердца. Мы часто говорим, что «Сегодня – дети, завтра - народ» - не только литературный проект, но и открытое сообщество единомышленников, объединенных сущностной задачей развития и поддержки подросткового чтения. На вечере 31 января эта общность чувствовалась особенно сильно.

Чудесная книга

В речи Ирины Богатыревой, чья повесть «Луноликой матери девы» заняла на Третьем конкурсе второе место (первое жюри никому не присудило), лейтмотивом звучало слово «чудо». Вся история названной повести переживается Ириной как цепочка удивительных, прекрасных событий. И одним из них стал Конкурс имени Сергея Михалкова!

- Аглавное чудо, наверное, было для меня в том, как книга писалась, - рассказывает Богатырева. - Эта книга – погружение в историю, в культуру, в природу Алтая. Я очень много ездила туда, и для меня это место, где случаются чудеса. То, с чем ты туда пришел, это потом у тебя в жизни как-то реализуется. Я пришла с желанием рассказать о том, что я там открыла, о той красоте, которую там чувствуешь живой и меняющей твою жизнь. И вот, наверное, так оно и случилось.

«Луноликой матери девы» - первая часть цикла повестей о скифской царевне, главной героине книги. Действие происходит в 5 в до н.э., в сибирской тайге. Девочки из скифского племени проходят посвящение - духи избрали их стать служителями Луноликой богини, лучшими воинами племени, легендарными амазонками на бешеных конях. Это почётно и тяжело, ведь от них потребуется не только воинское мастерство и безупречное умение управлять полчищами духов, но и отказ от обычной жизни с её простыми радостями и горестями. Что же может встать на пути доблестных девушек? Только первая любовь.

- Я с большим удовольствием читала эту книгу, - выступила на презентации член жюри Конкурса, переводчик и историк литературы Эльвира Иванова. - Все члены жюри подтвердят, что я с самого начала сказала: вот это интересно. Почему? Потому что перед нами открываются подробности живописные, чувствуется, что человек хорошо знает этнологию, этнографию, а потом еще оказалось, что она играет на варгане, тут вообще с ума сойти!

В этом месте Ирина действительно достала варган и сыграла на нем очень динамичную, яркую, жалко, что короткую мелодию. Кстати, кто хочет услышать больше, может прийти 20 марта в Культурный центр «ДОМ» на концерт «Истории без слов. Музыка варгана», в котором Богатырева примет участие и как музыкант, и как литератор!

И детям, и взрослым

Следующей слово взяла поэт Наталия Волкова, чей сборник стихов «На белом листочке» стал первым за всю истории Премии поэтическим произведением, выходящим не просто в лауреаты, но в победители Конкурса.

- Во-первых, я хочу сразу поблагодарить устроителей этого замечательного Конкурса, которые дают молодым авторам о себе заявить. Не всегда есть такая возможность. А что касается моей книги... Я писала ее, наверное, всю жизнь, годами. Я старалась объединить в этой подборке стихи для разного возраста. Надеюсь, они будут интересны как маленьким читателям, потому что там есть веселые, забавные истории из их жизни, так и детям постарше, так как я увлекаюсь игрой в слова, и, наверное, для подростков это будет интересно. Кроме того есть раздел который называется «На вырост», я эти стихи считала взрослыми, но, как показывает практика, подростки их тоже читают, как не странно.

Свою победу в Конкурсе Наталия, с восхищением отзывающаяся о творчестве других финалистов Третьего сезона, назвала на презентации «выпавшим ей лотерейным билетом». Тут же, «в тему», она прочитала свое стихотворение «Как поймать удачу», сюжет которого остроумно построен на реализации метафоры, вынесенной в заглавие:

- Удачу за хвост
Я пыталась поймать,
Она увернулась и —
Шмыг —
Под кровать.
Я в тесную щёлку
Залезла с трудом
И там об железку
Ударилась лбом.
По саду гонялась
За ней полчаса —
Вспорхнула Удача,
Взвилась в небеса <…>

Стихи Волковой замечательны тем, что могут равно увлечь и беспечных детей, и искушенных филологов. Очень хорошо о них написала член жюри Конкурса, редактор сборника «На белом листочке» Светлана Младова: «Стихи Наталии Волковой, как всякая настоящая поэзия, обращены одновременно к детям и взрослым, ко взрослым, умеющим по-детски воспринимать мир, и к детям, по-взрослому размышляющим над смыслом жизни».

Для семейного чтения

Та же универсальность присуща и произведению режиссера Анны Чернаковой и кинодраматурга Александра Адабашьяна. «Хрустальный ключ» - повесть для семейного чтения вслух. Если позволить себе каламбур, можно сказать, что это оригинальное жанровое определение – самый верный ключ к задумке «Хрустального ключа».

- Что из этого выйдет, не думали, писали просто потому, что нравилось, и точно знали адресат - то, что называется для семейного чтения, для семейного чтения вслух, - делится Александр Адабашьян. - Если образ необходим, то у меня это картина Константина Сомова «В детской». Там замечательный такой сундучок, над которым висит зеркало, а в нем отражается няня с книжкой на коленях и рядом сидящие дети, которым она вслух читает. Такая, в общем, вневременная идиллия.

- Нам очень хотелось, чтобы то, о чем мы пишем, было, с одной стороны, интересно современным школьникам, а, с другой стороны, на фоне Гарри Поттера, нам хотелось по контрасту придумать историю, которая бы обращалась к прошлому нашей страны, помогла бы подростку ощутить себя частью этой очень большой культуры, - продолжила рассказ Анна Чернакова.

«Хрустальный ключ» - история непослушного двенадцатилетнего Тёмы, начинается она в маленьком провинциальном городке, в России, в XXI веке. Случайно разбив хрустальный ключ от фамильного сундука, Тёма отправляется в прошлое и встречается там со своими дедушками, бабушками, прабабушками и прадедушками, участвует в знаменитых событиях и даже влияет на ход истории страны. А вернувшись из путешествия, совсем другими глазами смотрит на своих родителей и свой город. При этом далеко не всему из того, что говорится в книге о русской и мировой истории можно безоговорочно верить. Авторы с хитрецой признаются, что в книге «довольно много вещей сознательно навранных, сознательно сдвинутых по времени». Зачем? Чтобы у детей и их родителей возникло желание снять с полок атласы и энциклопедии, докопаться до правды, узнать, как все было на самом деле. И эта «приманка» работает:

- Мы стали читать вместе, потому что я поняла, что очень многие вещи нужно объяснять ребенку. Книжка была очень интересным педагогическим приемом, когда можно было не назидательно, не специально заставить ребенка смотреть то, что ему иногда нужно знать, но не хочется, - рассказала о собственном опыте «семейного чтения вслух» Людмила Чижова, специалист Фонда «Культурное наследие».

Сейчас много говорится о проблеме детского и подросткового равнодушия к книге. По словам одного из самых активных участников проекта «Сегодня – дети, завтра - народ», главного редактора «Пионерской правды» Михаила Баранникова действенным способом борьбы с этим недугом является как раз возрождение русской национальной традиции семейного чтения. Все начинается с общения, с создания вокруг ребенка среды, в которой он может обсудить прочитанное, поделиться своими переживаниями, вызванными книгой. «Вещи, которые делаются вместе, дают потрясающий результат», - утверждает Михаил и доказывает этот тезис на множестве примеров. Уверены, их число значительно возросло с выходом «Хрустального ключа»!

Очень хочется надеяться, что благодаря творческому труду Александра Адабашьяна и Анны Чернаковой, Наталии Волковой, Ирины Богатыревой читающих детей в нашей стране станет больше. Конкурс имени Сергея Михалкова, со своей стороны, тоже приложит к этому все возможные усилия.

Благодарим за предоставленные фотографии Аксентия Бескровного