- Новости
- О Сергее Михалкове
- Литературный конкурс имени Сергея Михалкова
- Сказка. Спеши узнать родное
- Рождение книги
- «Просто поговорим о жизни…»
- Содружество библиотек имени С.В.Михалкова
- Благотворительность
- Международная деятельность
- Юбилейная программа «Михалкову – 100!»
- Памятная Золотая Медаль Сергея Михалкова
- Конкурс детского рисунка «Я карандаш с бумагой взял…»
- Пресса
- Карта сайта
ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ!
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?
ПОВЕСТЬ ЭДУАРДА ВЕРКИНА «ДРУГ АПРЕЛЬ»
Не припомню в юношеской литературе автора, который бы описывал окружающий героя быт с такой беспощадной неприглядностью. Наверное, у многих, преимущественно взрослых читателей, возникнет вопрос: юношеская ли это литература вообще? У подростков этот вопрос не возникнет. Потому что в книге Эдуарда Веркина ничего не придумано. Нет таких реалий, с которыми современный подросток не был бы знаком. Нет таких жаргонных и бранных слов, которых бы он не знал или, более того, не употреблял в собственной речи. Это быт и язык современной России, и две трети населения российской провинции живут именно так, как семья Ивана по прозвищу Аксён. Семья, давно утратившая первоначальный, объединяющий людей смысл. Тут каждый сам по себе: мать-алкоголичка, авантюрист дядя, старший брат по кличке Чугун, который вот-вот сядет за воровство, а судьба младшего - Тюльки, мечтателя и фантазёра, уже отмечена тяжёлой болезнью.
В этой невесёлой книге много мест по-настоящему пронзительных. Характеры героев выписаны тщательно и умело. Портреты персонажей невольно врезаются в память и остаются с читателем надолго. И не сразу осознаёшь, что книга-то вовсе не о мрачных сторонах современной действительности. Она - о любви, которую Иван несёт в себе бережно, как трепещущий огонёк свечи. А суровый быт - всего лишь фон, на котором человеческие чувства видятся ярче. Любовь, как мы догадываемся, безответная, но от этого не менее спасительная. Именно благодаря ей Аксён не выживает в существующих обстоятельствах, а по-настоящему живёт и в итоге выбирается из алкогольно-слободского болота, в котором тонули и тонут до сих пор многие тысячи его сверстников. Наверное, это и является настоящей фабулой романа, которая не позволяет читателю расслабиться и держит его в напряжении до последней страницы.
Романом «Друг-апрель» Эдуард Веркин ярко заявил о себе как о серьёзном и самобытном прозаике. Рад, что эту книгу смогут теперь прочесть не только члены жюри конкурса имени Михалкова, единодушно присудившие молодому писателю звание лауреата. Его проза того заслуживает.
Сергей Махотин
СБОРНИК РАССКАЗОВ ИРИНЫ ДЕГТЯРЁВОЙ «ЦВЕТУЩИЙ РЕПЕЙНИК»
Название сборника рассказов Ирины Дегтярёвой - «Цветущий репейник» - напоминает о мощных, пронзительных образах в «Хаджи-Мурате» Л.Н. Толстого и «Тихом Доне»
М.А. Шолохова, свидетельствуя о живости традиций русского эпоса. Репейник или татарник - символ реалистический в простейшем художественном уподоблении и вместе с тем возвышенный, романтический в его переживании читателем - восходит к старинному представлению о человеке-цветке или дереве, о воспитателе-садовнике и возделывании земного сада как назначении людей.
Татарник - растение жилистое, жесткое, сплошь в колючках, с мощным цветком, растущее в гордом одиночестве посреди степи, в нём явлена идея суровой борьбы за жизнь. Это взрослый, мужчина, воин. В репейнике - другое: мягкость его листьев-лопухов лишь на второй год сменяется бледным цветением и коробочками с цепкими семенами. Это ребёнок, подросток.
В героях рассказов сочетается детское мягкое обаяние с цепкостью и некрасивостью подростка. В рассказах «Гвоздь», «Острые края» происходит своего рода встреча «татарника» с «репейником»: суровые мужчины (отец-полярник, брат-майор) и их домашние мальчики. Жилистость, волю к жизни воспитывает старый тренер в мальчишке («Золотой бегун»).
Ирина Дегтярёва рассказывает о жизни современных подростков, при этом складывается впечатление, что не современность сама по себе занимает автора, что не столь важно время событий, почти синхронизированное с временем читателя (оттого вдруг попадается в тексте «кефир в стеклянной бутылке» - предмет из другого времени, загадочный, как болт в залежи угля). Гораздо важнее, что вновь разыгрывается великая драма отрочества в каждой судьбе. Сын ли священника, беспризорник ли - каждый вступает в эту гамлетовскую роль. Взрослые подсказывают, наказывают, выводят из лабиринтов, которые сами же и выстроили, а подростку хочется сбежать от них в свой лабиринт - как уходит в лес и прячется в норе мальчик, сломавший скрипку («Пламя на снегу»). Делать выбор между чиненной-перечиненной скрипкой и хромым лисом возле норы - между социумом с его культурой и природой с её инстинктом одиночества - только первый выбор подростка из череды выборов ничуть не менее лёгких.
Сборник «Цветущий репейник» Ирины Дегтярёвой подтверждает возвращение «детско-подросткового» литературного процесса к реализму, к социальному и нравственно-психологическому пониманию проблем отрочества.
Недаром на II Международном конкурсе имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков он был отмечен третьей премией.
Ирина Арзамасцева
ПОВЕСТЬ АННЫ НИКОЛЬСКОЙ «КАДЫН - ВЛАДЫЧИЦА ГОР»
Повесть алтайской писательницы Анны Никольской посвящена вечной теме борьбы добра со злом. Десятилетняя дочь Хана Алтая, принцесса Кадын, одерживает победу над людоедом Дельбегенем, семиглавым чудовищем, опустошающим жилища и пастбища, не жалеющим ни стариков, ни женщин, ни детей. Не было такого смельчака, который сумел бы победить Дельбегеня, только маленькая девочка с отважным сердцем смогла освободить алтайский народ. А было это три тысячи лет назад.
Повесть написана по мотивам алтайских народных сказок и преданий. Огромный плюс автору, тщательно изучившему эпос родного края.
Читается повесть Никольской на одном дыхании. Увлекательный, захватывающий, по-настоящему приключенческий сюжет, отлично продуманная композиция (каждая глава - рассказ о каком-либо из подвигов принцессы) подчёркивают динамику развития событий и стремительно приближают нас к финалу - сцене грандиозной битвы Кадын с людоедом.
Замечательно, что автором выбран столь редкий в современной литературе эпический стиль повествования, передающий дух времени и героику событий, позволяющий поэтично описывать красоту алтайской земли, создавать яркие образы героев. Обилие красочных эпитетов и сравнений, многочисленные, но ненавязчивые инверсии и повторы, художественная имитация фольклорной речи нисколько не мешают чтению. Повесть написана хорошим, чистым языком.
Эпическая манера гармонично сочетается с мягким юмором и созданием понятных, довольно житейских ситуаций. Герои повести - живые люди. Их видишь, понимаешь или осуждаешь, любишь или ненавидишь. Вместе с ними переживаешь, смеёшься или волнуешься.
Героико-патриотическая тональность повести не отпугнёт юного читателя. Напротив. Вот так - исподволь, ненавязчиво, неназидательно она научит его очень важным вещам: любить и беречь свою родную землю. А ещё - понимать, что же такое настоящая дружба и верность, мужество и стойкость. Что такое душевная красота и сила духа. И почему мудрость, доброта и любовь всегда, во все времена побеждают жадность и зло.
Анна Печерская