- Новости
- О Сергее Михалкове
- Литературный конкурс имени Сергея Михалкова
- Сказка. Спеши узнать родное
- Рождение книги
- «Просто поговорим о жизни…»
- Содружество библиотек имени С.В.Михалкова
- Благотворительность
- Международная деятельность
- Юбилейная программа «Михалкову – 100!»
- Памятная Золотая Медаль Сергея Михалкова
- Конкурс детского рисунка «Я карандаш с бумагой взял…»
- Пресса
- Карта сайта


КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?..
Мы дружны
с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!


Интервью с внуком выдающегося художника-карикатуриста Бориса Ефимова

В Москве с большим успехом прошла выставка военного плаката «Уроки истории», организованная Российским фондом культуры. Теперь эстафету принимают Санкт-Петербург, Ульяновск, Ижевск и Республика Дагестан.
В основе выставки — 36 военных плакатов, созданных художниками-карикатуристами Борисом Ефимовым, Марком Абрамовым и Владимиром Добровольским в соавторстве с поэтом Сергеем Михалковым.
Выставка военного плаката «Уроки истории» будет показана в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Ижевске, Махачкале и других городах России
Тихая уютная деревня в Подольском районе. Всего два часа езды от столицы. Большой деревянный дом, окружённый высокими деревьями. Именно здесь, вдали от шумной Москвы, провёл последние годы своей жизни выдающийся советский и российский художник Борис Ефимов.
Борис Ефимович Ефимов прожил 108 лет — три месяца в XIX веке, 100 лет в XX веке и 8 лет в XXI. Пером и карандашом он отображал важные события в жизни страны — Октябрьскую революцию, Гражданскую, Великую Отечественную, холодную войны, горбачёвскую перестройку, развал СССР. На счету мастера около 70 тысяч рисунков!
На этом шарже Борис Ефимов изобразил себя
На входе нас встречает внук художника Виктор Александрович Фрадкин, чьё интервью Российскому фонду культуры можно сравнить с настоящим уроком по истории.
Виктор Александрович, каким вы запомнили Бориса Ефимовича?
Дед был очень заботливым по отношению ко мне. Он вообще был добрым человеком. Со мной проводил массу времени. Просыпался очень рано, в шесть часов уже был на ногах. Каждое утро делал гимнастику и после этого начинал работать. Когда я был маленьким, он сажал меня на плечи и прыгал по всей квартире. Я прозвал его «лягуха», а он меня — «лягуня». Так и называли друг друга до конца жизни. А когда я вырос, дед таскал меня на разные мероприятия.
Внук художника Виктор Александрович Фрадкин
Вы видели, как дед рисует?
Я много раз наблюдал, как он рисует. В день мог сделать один или два рисунка. На столе рядом с ним обязательно лежал огромный сибирский кот, который с трудом помещался в кресле. «Он же мешает тебе», — говорили деду. «Пускай лежит», — отвечал он. Это был очень злой кот, который любил только деда и меня.
Борис Ефимович не получил художественного образования, но его рисунки были смешными, хлёсткими, умными…
Думаю, это особый дар и талант. Дед говорил, что идеи приходили к нему ночью, когда он спал. Утром просыпался, брал лист бумаги для пишущей машинки, карандашом накручивал на нём какие-то линии. Потом заштриховывал с обратной стороны, накладывал на ватман и обводил то, что видел только он. Дальше накладывал тушь или краски. Это был целый процесс.
Художник рисовал каждый день
Когда Борис Ефимов стал рисовать?
В пять лет. Сначала это были детские рисунки. Любил рисовать рыцарей. А первую карикатуру создал в 17 лет в 1917 году. Карикатура на председателя Государственной Думы Михаила Родзянко. Шарж был опубликован в очень известном тогда журнале «Солнце России».
Он рисовал карикатуры на политических деятелей. Это не запрещалось?
Он же был в Киеве в то время. Там не запрещалось. Хочешь рисуй на немцев, хочешь — на гетмана Скоропадского, Ленина или Троцкого. За год власть там менялась, по-моему, 13 раз — большевики, белые, поляки, какие-то бандиты. А потом, когда в конце концов установилась советская власть, то карикатуры на лидеров страны уже были запрещены. А в 1922 году дед переехал в Москву и начал сотрудничать с газетой «Известия».
А ведь был ещё шарж на Сталина?
Иосифа Сталина он рисовал дважды. Один раз это был мрачный Сталин в больших грубых сапогах. Рисунок хотели разместить в «Правде». Тогда ответственным секретарём газеты была сестра Ленина Мария Ульянова. Она сказала, что это надо показывать. Рисунок отправили в Кремль. Оттуда пришёл ответ: «Не печатать!». Самая интересная история случилась с карикатурой, которую дед делал по заказу Сталина. С помощью неё Сталин, собственно, объявил холодную войну Западу.
Карикатура по заказу Иосифа Сталина
Борису Ефимову позвонили из ЦК и сказали, что он должен прийти на Старую площадь на какую-то лекцию по западноевропейской литературе. Лекция была не очень интересной, дед даже хотел уйти в перерыве, но тут его под руки схватили два человека в кителях и потащили куда-то. Привели в комнату, где его уже ждал товарищ Жданов, правая рука Сталина. Он сказал, что Иосиф Виссарионович просит сделать карикатуру на американского президента Дуайта Эйзенхауэра и американские войска, которые полезли в Арктику. Бить надо было смехом, потому что это — проявление агрессии.
Дед вернулся домой, нарисовал вооружённого до зубов президента США. Рядом изобразил каких-то эскимосов. Добавил белого медведя, моржа и пингвина. Только собрался пообедать, как раздался телефонный звонок. «Сейчас с вами будет говорить товарищ Сталин», — сообщили ему. Дед тут же встал. Затем услышал знакомый голос, который подробно описал, что должно быть на рисунке. Дед не стал говорить, что карикатура уже готова. «Через три часа приедет курьер», — завершил разговор Иосиф Виссарионович.
На следующий день Бориса Ефимова вызвали в ЦК. Никаких замечаний к рисунку не было. Некоторые, правда, говорили, что у американского президента слишком акцентирован зад. Сталин внёс коррективы только в текст. Когда рисунок был напечатан, стали писать, что в Арктике пингвины не водятся. Вопросы прекратились, когда выяснилось, что карикатуру одобрил сам Сталин.
Читала, что Борис Ефимович видел даже Николая II…
Видел всего один раз. Дело было ещё в Киеве. Он стоял в толпе, а российский император Николай II вместе с семьёй проезжали мимо в автомобиле.
С кем дружил Борис Ефимович?
Дружил практически со всеми деятелями культуры нашей страны, кого впоследствии рисовал. Дружил с Владимиром Маяковским, Леонидом Утёсовым, балериной Ольгой Лепешинской, писателями Константином Симоновым, Ильёй Эренбургом, Корнеем Чуковским. У Корнея Ивановича мы часто были на даче в Переделкине. Удивительный человек. Он играл со мной, пятилетним мальчишкой, подарил красивую книгу «Чудо-дерево». Дружил с Риной Зелёной, но после очередного шаржа она обиделась и перестала разговаривать с ним. Дружил с Сергеем Михалковым.
Борис Ефимович дружил со многими деятелями культуры и рисовал на них шаржи
Вам известно, когда началась дружба Бориса Ефимова и Сергея Михалкова?
Ещё до войны. Они много сотрудничали. Михалков писал стихи как к отдельным дедушкиным произведениям, так и для «Агитплаката», главным редактором которого был дед. Они издали два альбомчика со стихами Михалкова и рисунками Ефимова и другого талантливого художника Марка Абрамова.
Шарж на С.В. Михалкова, с которым Б.Е. Ефимов познакомился ещё до войны
Был Борис Ефимович на фронте?
Первый раз поехал туда в январе 1942-го года. Поехали вчетвером: дед, Константин Симонов, его жена Валентина Серова и главный редактор газеты «Красноармейская звезда» Давид Ортенберг. Два дня провели под Москвой. Был на Кавказе. Потом в 1944-м работал под Варшавой. Но как офицер в боях не участвовал. У него своё оружие — перо.
И этим пером он сатирой нещадно бил врага. Интересно, Гитлер видел ефимовские карикатуры на самого себя? Ведь художник создал много агитационных плакатов в годы Великой Отечественной войны, таким образом поддерживая боевой дух солдат.
Видел. Ещё до войны в Германии была издана книга с советскими, английскими и американскими карикатурами на Гитлера. Будущий канцлер допустил это, так как считал, что они популяризируют его. Но доподлинно известно, когда немцы приближались к Москве, уже был составлен список для гестапо — всех найти и повесить. В нём значились диктор Левитан, Кукрыниксы и дед. Рисунки были острыми. Дед говорит, что самое важное — это военные карикатуры, потому что они работают на страну.
За эти карикатуры гитлеровцы планировали уничтожить Бориса Ефимова после взятия Москвы
Знаю, что Борис Ефимович делал зарисовки Гитлера с натуры. При каких обстоятельствах это случилось?
В 1933 году. Он был в Париже и возвращался в СССР через Германию. Дед рассказывал, что он шёл по улице, где располагался президентский дворец. А Гитлер, чья партия только что выиграла на выборах, выходил оттуда. Эсэсовцы сразу выстроились в две шеренги. Гитлер был мрачным. Зыркнул исподлобья на деда и пошёл дальше.
Что Борис Ефимов рассказывал о Нюрнбергском процессе?
Он поехал туда по заданию газеты «Известия». Делал зарисовки. Дед рассказывал, что в какой-то момент решил подойти поближе к скамье подсудимых и рассмотреть Геринга. Тот увидел, что на него кто-то смотрит и отвернулся. Рядом стоял американский солдат в каске и с дубинкой. Бум! Герингу дубинкой по голове. Тот сразу и повернулся.
На Нюрнбергском процессе Ефимов рисовал в зале суда тех, кто собирался его казнить
Какие ещё увлечения были у Бориса Ефимовича?
Он любил вкусно поесть, например. Обожал всякие мероприятия, где он выступал. Очень любил читать на русском, немецком и французском языках. Читал Дюма в оригинале. Однажды в Манеже проходила какая-то выставка. К деду подведи группу немцев и сказали, что переводчик сейчас подойдёт. «Зачем переводчик, — удивился дед. — Я сам могу». И начал свободно с ними общаться. Память была у него феноменальная.
Виктор Александрович, что можете сказать тем, кто ещё не посетил выставку военного плаката «Уроки истории»?
Выставка несёт в себе хороший посыл — надо помнить о большом и важном событии в истории нашей страны. Особенно будет интересно увидеть выставку молодым людям. Чтобы не повторять ошибок прошлого, надо хорошо усвоить уроки истории.
Фото: личный архив В.А. Фрадкина, пресс-служба РВИО, открытые источники, Российский фонд культуры