ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ!
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?

далее



14.JPG

Всемирный день книголюбов

Во Всемирный день книголюбов, который ежегодно отмечается 9 августа, Российский фонд культуры выбрал 4 писателей-лауреатов Международного литературного конкурса имени С.В. Михалкова на лучшее произведение для подростков и попросил их рассказать о своих книгах.

Светлана Волкова о книге «Джентльмены и снеговики»

В моей книге собраны десять историй, объединённых одной, ушедшей от нас, но не забытой эпохой. Это эпоха советского детства, в которой мальчики хотели полететь в космос и поймать шпиона, а девочки мечтали о любви к героям-лётчикам и о крепдешиновых платьях, как у актрис. Это истории, которые не оставят равнодушными тех, кто помнит собственное детство, на какие бы годы оно ни пришлось, и радуется возможности увидеть в зеркале и себя, и своих восьми-девяти-десятилетних родителей.

Мальчишки и девчонки смотрят на нас из сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых и подмигивают нам. Они так похожи на нас.

Писательница Светлана Волкова

Я писала книгу, во многом опираясь на воспоминания моей мамы. И посвятила я книгу маме, моему первому читателю. И ещё, конечно, меня вдохновила сама эпоха — от конца 40-х до конца 70-х годов. Это история моей страны, увиденная глазами ребёнка.

Разъезжая по российским городам и встречаясь с юными читателями, я каждый раз убеждаюсь, что мой сборник несмотря на то, что он про советское детство, очень современен, и вопросы, которые в нём подняты, близки сегодняшним подросткам — первая любовь, первое предательство, взросление, отношение с родителями и сверстниками. Например, в повести «Золотой цыплёнок» рассказывается история мальчика, тайно влюблённого в учительницу. Действие происходит в конце 40-х годов. В одной библиотеке во время встречи с читателями, ко мне подошёл мальчик — ровесник моего героя — и сказал, что я написала о нём. Его слова были мне лучшей наградой. Это значит, книга откликнулась в сердцах юных читателей, и та доля искренности, с какой я старалась её писать, им созвучна.

«Джентльмены и снеговики» — лауреат V Международного литературного конкурса им. С.В. Михалкова

Прежде, чем написать свои истории, я долго изучала материалы по второй половине XX века, читала мемуары, смотрела старые фотографии и фильмы. Иногда, для вдохновения, я надевала бабушкино крепдешиновое платье и душилась духами «Красная Москва», которые специально подарили мне друзья, и садилась за текст.

Я хотела бы, чтобы мою книгу прочитали также и взрослые, вспомнили своё детство, дворовые игры, школьные сочинения, секретики из стекла и маленькие уличные радости. А их дети больше бы узнали о детстве и юности своих старших домочадцев.

Нина Орлова-Маркграф о книге «Хочешь жить, Викентий?»

О чём книга? В несколько фраз ответ точно не вместить. Скажу только, что книга написана от лица юного медика- практиканта Александра Грибова. Он и есть главный герой книги. Подростком жил, не особо задумываясь о чём-либо, скучал, бездельничал, на всё вокруг смотрел без интереса, с некоторой долей презрения и иронии. Парень и в медицину пошёл просто за компанию с другом.

Книга «Хочешь жить, Викентий?» — лауреат V Международного литературного конкурса им. С.В. Михалкова на лучшее произведение для подростков

В конце первого курса — первая практика в больнице. Сначала в отделении травматологии. При нём из заводского цеха поступает девушка с множественными переломами конечностей и позвоночника. Приговор однозначен: она не выживет. Но девушка выживает. И наш герой первым видит, как отступает смерть под напором таинственных сил человеческих. Больница — это ведь целый мир. В нём есть всё, что в обычной жизни — человеческие отношения, верность, дружба, любовь, измена, трусость, мужество, а в первую очередь и в концентрированном виде — боль, страдание и смерть. Всё это мой герой теперь видит ежедневно не со стороны — он становится частью этого мира. Проходя практику по очереди во всех отделениях больницы — травматологии, хирургии, терапии — он думает, что учится ремеслу, учится ставить уколы, капельницы, делать перевязки. Но на самом деле он учится жизни. Из мальчика- несмышлёныша вырастает цельный человек, который находит свой жизненный путь. В конце книги становится ясно, что Александр Грибов станет настоящим врачом, хирургом по призванию.

Нина Густавовна на церемонии награждения победителей V Международного литературного конкурса им. С.В. Михалкова на лучшее произведение для подростков

Восемь рассказов — восемь больничных историй, которые соединяются в единую повесть, составляют книгу. Некоторые из них — реальные, но они переплавлены в художественный текст, что и делает их по-настоящему правдивыми.

Писательница Нина Орлова-Маркграф на отдыхе в Минске

Ещё в 80-х я написала рассказ «Клятва Гиппократа». Он вышел тогда же в сборнике «Несерьёзные дети», выпущенном издательством «Детская литература». Тема возникла не на пустом месте. Первое моё образование — медицинское. В юности окончила Медицинское училище и работала медсестрой в больнице. Как и мой герой, юный Александр Грибов, учась, проходила практику. Этот опыт вдруг через много лет стал искать выход в слове. И тогда один за другим были написаны остальные части книги. Небольшой городок, в котором живёт мой герой — это прообраз города Камышина на Волге, куда мы с семьёй переехали, когда мне было 15 лет. Случаи из практики — девушка со скальпированной раной черепа в рассказе «Накось, выкуси» или проглоченная одним незадачливым юношей иголка в рассказе «Игла хорошего поведения» — действительные. Я помню реальные имена, знаю судьбы людей, послуживших прототипами. Но в книге это совсем иные герои, характеры. Отношения с людьми выстроены по-другому. И мой главный герой — это не я. Конечно, присутствует некая внутренняя автобиография, но поступки, душевные муки и выход из тёмного туннеля на свет — его личные.

Писательница Нина Орлова-Маркграф часто встречается с детьми

На книгу «Хочешь жить Викентий?» я получаю довольно много отзывов читателей. Писали мне о том, что, начав читать, не могли оторваться от историй, происходивших с героем, пока не прочитали до конца. Были совсем необычные случаи. Одна женщина принесла с собой «Викентия» в больницу, где ухаживала за своей матерью. И когда в свободный час стала читать книгу, поразилась, что некоторые врачи были точно такие, как те, что в книге, и, самое необъяснимое — совпадали некоторые имена, фамилии, внешний образ и даже стиль речи. А ведь описанные мной события происходили тридцать пять лет назад, в советскую эпоху. Был отзыв особенно впечатливший меня. Мама подростка (мы познакомились во время Книжной ярмарки, которая проходила на Красной площади) сообщила, что её сын, прочитав книгу «Хочешь жить Викентий?», однозначно решил стать врачом. И как я знаю, через несколько лет он поступил-таки в медицинский институт.

Встреча со школьниками

Недавно я получила письмо и видеофрагмент спектакля, который поставили по рассказу из этой книги студенты театрального отделения Удмуртского института культуры. Прежде чем взяться за спектакль, они задавали мне много вопросов о книге, о героях, об авторе. Удивительно, как их увлёк Александр Грибов и всё происходящее с ним.

Татьяна Корниенко о книгах «Espressivo» и «Херсонеситы»

Ни одну, ни вторую не написать не могла. Первая — о родном Севастополе, вторая — об увлечённых своим делом людях. Разве такое можно обойти стороной?

Сначала расскажу о «Херсонеситах». Когда-то я начинала своё сочинительство с поэзии. И всегда мечтала написать о Севастополе что-то такое... важное, нежное, главное. Но то ли поэт я не ахти какой, то ли, действительно, тесны рамки стихотворения для такого, о чём мечталось...

Книги-победители Международного литературного конкурса имени С.В. Михалкова на лучшее произведение для подростков

Севастополь — город-личность. И расположиться ему выпало на историческом перекрёстке России: крещение Руси, обретение славянами азбуки, 349-дневная оборона во время Крымской войны, 250-дневная — во время Великой Отечественной. Сколько всего здесь свершилось впервые! А имена какие: Нахимов, Лазарев, Куприн, Попов, Екатерина Великая, Андрей Первозванный, князь Владимир, Толстой, Грин, Пирогов, Кирилл (который с Мефодием), Суворов, Ушаков... Вперемешку пишу, первых, кто вспомнился, не делю по званиям и рангам.

Когда растёшь, взрослеешь в таком пространстве, при этом имеешь хоть какие-то способности писать — не писать невозможно. И семья способствовала. Отец — водолаз. Увлечённый, влюблённый в море, прекрасный рассказчик, наделённый многими талантами. И всё это досталось мне!

Писательница Татьяна Геннадиевна Корниенко

Идея «Херсонеситов» проявилась быстро и целиком. Оставалось написать. Для этого пришлось заняться самообразованием. Полтора года ушли на чтение книг по истории, посещение краеведческих музеев Севастополя и Крыма. Когда же смогла, закрыв глаза, представить себя на улице Херсонеса, рассказать, какие вокруг дома и площади, как одеты и о чём говорят проходящие мимо люди, как на их языке звучат названия тех или иных предметов... поняла, что можно начинать.

Сложно было с выбором времени действия. В какую точку 2500-летнего промежутка поместить своих героев? Составила огромную таблицу с доказанными историческими фактами. Получился третий век до нашей эры. Тот, кто увлекается историей, найдёт некоторые аналогии между описываемым в книге и событиями той эпохи.

О чем «Херсонеситы»? О любви. В книге много самой трогательной, щемящей любви между героями. Но есть и другой уровень — это беспредельная, самоотверженная любовь к Родине. Эта задача стояла изначально, и, кажется, мне удалось её выполнить.

Татьяна Геннадиевна на встрече с юными читателями

У «Espressivo» тоже есть своя история. В детстве я училась в музыкальной школе. Сын — профессиональный музыкант, композитор. Естественно, до определённого возраста я была рядом с ним. Поэтому для меня особые смыслы есть и в обрывках музыкальных фраз в коридорах музыкальной школы. Это и стоящий на сцене открытый рояль, и напряжённость концертов, и непредсказуемость конкурсов с неуместным дрожанием рук и колотящимся сердцем... Это отдельный мир, который остаётся с тобой навсегда. Много счастья, неудач и труд, труд, труд... Без выходных и каникул, ежедневный, год за годом... Кто-то, спасая детство, отступается, бросает занятия музыкой. Но я видела ребят, которые именно таким — наполненным трудом, постоянным преодолением себя — видят своё счастливое детство. О них эта книга.

Все образы детей в «Espressivo» — собирательные. А вот учителя — реальные люди. Нет! Они — Нереальные люди! Они — настоящие Учителя. И большинство описанных ситуаций, даже кажущихся невероятными, я наблюдала и, существенно переработав, поселила в книге.

Татьяна Корниенко посвятила Севастополю ни одно произведение

Стоит ли эти книги читать? Мне, как автору, сложно ответить на этот вопрос. Для меня они — любимые. Что могу пообещать читателю? Если есть интерес к приключениям — там сплошные приключения с крутыми оборотами. Если хочется нырнуть поглубже и узнать что-то об истории Херсонеса, Севастополя или о формировании Музыканта — и это есть в книгах. Нужны острые чувства и впечатления — обещаю, будет до слёз. Ну и, возможно, кто-то, кто уж совсем глубоко копнёт, сможет лучше понять себя.

Espressivo — это музыкальный термин. Он означает «с полной отдачей». Так живут герои обеих книг. И писала я их так же — еспрессиво. Получилось или нет — судить читателю.

Юлия Петрашова о книгах «Нитяной моток» и «Гусеница в янтаре»

«Нитяной моток» — повесть-клубок, в которой переплелись три сюжетные линии. Первая линия — о Веронике, девочке из благополучной семьи. Вероника успешно учится в престижной гимназии, участвует в олимпиадах, встречается с молодым человеком своей мечты. Только всё это — фасад, за которым скрывается анорексия, серьёзные психологические проблемы и одиночество.

Юлия Петрашова дважды становилась лауреатом Международного литературного конкурса Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков

Вторая линия — о пацанковатой Оксане, дерзкой бунтарке, предпочитающей джинсы и худи. За внешней бравадой и показной независимостью Оксана скрывает неуверенность в себе. Девочку воспитывает мать, которая много работает, и отчим. С ним у Оксаны то и дело возникают конфликты. Она подозревает, что он не тот, за кого себя выдаёт, и приступает к расследованию. В ходе расследования Оксана попадает в трудные, порой даже опасные для жизни ситуации.

Третья линия — о молодой женщине Кате, у которой несколько месяцев тому назад родился ребёнок. Екатерина Евгеньевна — опытный бухгалтер. Она хочет видеть всё вокруг столь же логичным и структурированным, как бухгалтерский отчёт. В воспитании ребёнка Екатерина также желает следовать золотому стандарту, мечтает просчитать всё заранее. Она размышляет о том, каким человеком вырастет её дочь, какие отношения у них сложатся, и с этими мыслями начинает читать подростковые блоги в Сети.

Книги-победители Международного литературного конкурса имени С.В. Михалкова на лучшее произведение для подростков

Постепенно три сюжетные линии переплетаются всё теснее. Люди, которые ещё недавно были не знакомы, сыграют важные роли в судьбе друг друга.

Творческая встреча с писательницей Юлией Петрашовой

Лера, главная героиня повести «Гусеница в янтаре», сбежала из дома и уехала на Куршскую косу. Каникулы получились насыщенными как никогда: девочка устроилась на первую в жизни работу, влюбилась, нарисовала в скетчбуке трогательных косуль и даже помогла поймать преступников. А ещё она сделала шаг навстречу… себе.

Главы о Лере чередуются с главами о другой героине — Лизе. Лиза — отличница поневоле. Мама требует от неё круглых пятёрок в электронном дневнике и заставляет дочь посещать всевозможные студии, кружки и курсы. Мама, которая в своё время мечтала стать знаменитой актрисой, пытается компенсировать несбывшиеся надежды за счёт дочери. Однако Лизе совершенно не нужно всеобщее внимание, слава и аплодисменты. Только вот как объяснить всё это маме — она не знает.

Судьбы Леры и Лизы тесно связаны. Как и почему — вы выясните, если прочтёте повесть «Гусеница в янтаре».

Писать Юлия Петрашова начала в возрасте 4 лет

Повесть «Нитяной моток» — моя попытка выйти за границы комфорта, заглянуть туда, где страшно. Пока я писала это произведение, я, совсем как Екатерина Евгеньевна, читала блоги подростков, смотрела тинейджерские видео-дневники, пыталась увидеть мир глазами детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

На встречах с читателями школьники нередко говорят мне, что герои «Нитяного мотка» напоминают им их знакомых или друзей. Я думаю, дело в том, что я старалась создать собирательные образы тинейджеров, придав им яркие, типичные, узнаваемые черты.

У героев «Нитяного мотка» нет прямых прототипов. Однако открою секрет. Когда я сочиняла это произведение, я почему-то ощущала острую необходимость ясно и живо представлять лицо Оксаны. У себя в воображении я наделила эту героиню внешностью одной из ютуб-блогерш. Какой? Попробуйте догадаться сами, используя встречающиеся в тексте описания.

На встрече с читателями

«Гусеница в янтаре» — история, родившаяся из впечатлений, полученных мною в ходе поездки в Калининградскую область. События, которые произошли с Лерой во время её летних каникул после десятого класса, моя фантазия породила, когда я кормила лебедей у берега Куршского залива, поднималась на высоту Эфа, гуляла по пляжу посёлка Лесной.

Почему большая часть событий повести происходит именно там? Мне кажется, что край солнечного янтаря, поющих песков, могучих ветров, живописных липовых аллей и старинных кирх как нельзя лучше подходит для исцеления души. Мне было легко представить, как, очутившись у берегов Балтики, десятиклассница Лера проживает самое увлекательное лето в своей жизни, находит ответы на мучающие её вопросы, начинает глубже понимать себя.

Юлия Петрашова регулярно проводит встречи со школьниками

Я не считаю, что писатель — это всеведущий гуру, которому известно, как действовать в любой ситуации и как разрешить любую проблему. Я лишь приглашаю читателей вместе со мной поразмышлять над теми или иными вопросами, попытаться взглянуть на сложные обстоятельства с самых разных ракурсов.

На мой взгляд, подростковый возраст — очень интересный период в жизни человека. Процесс формирования личности — загадочный, завораживающий, волнительный. По-моему, он заслуживает пристального внимания. Именно поэтому в своих книгах я стремлюсь говорить с подростками о них самих. Я предлагаю им погрузиться во внутренний мир моих героев и вместе с ними попробовать пройти путь эволюции самосознания и поискать выход из тупика.

Писательница Юлия Петрашова

Я пытаюсь сделать так, чтобы мой читатель осознал: ощущение одиночества, кризис идентичности, недопонимания с родителями, бурлящие гормоны, трудности с управлением эмоциями, недовольство собственной внешностью — это сложности, с которыми сталкиваются многие подростки. Не существует единственно верного способа преодолеть этот тернистый участок жизненной дороги. Кто-то, подобно Оксане из «Нитяного мотка», рискует и разрубает гордиевы узлы. Кто-то, словно Лера из «Гусеницы в янтаре», шаг за шагом вдумчиво ищет свой путь. Однако я очень надеюсь, что мои книги смогут стать мотиваторами, помогающими подросткам вспомнить о своих сильных сторонах, никогда не сдаваться и смело идти вперёд.

А ещё, в качестве бонуса, читатели «Нитяного мотка» получат шанс раскрыть тайну призраков, зовущих одну из героинь по имени. Те же, кто вместе с Лерой из «Гусеницы в янтаре» отправятся на Куршскую косу, узнают, откуда у тамошних птиц кольца на лапах и почему косули оставляют беззащитных детенышей одних в траве.

Фото: из личного архива С. Волковой, Н. Орловой-Маркграф, Т. Корниенко, Ю. Петрашовой