МОЙ СЕКРЕТ
В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.

далее



01.JPG

Интервью с писательницей из Петрозаводска Надеждой Васильевой

Завершается приём заявок на участие в IX Международном литературном конкурсе имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков. Последний день подачи – 31 мая 2024 года.

За 16 лет своего существования Конкурс, созданный как подарок к 95-летию выдающегося детского писателя Сергея Михалкова, разросся до масштаба международного. Членами жюри прочитано более 3000 рукописей. Издательством «Детская литература» издано 96 книг лауреатов. Конкурс открыл много замечательных имён. Сегодня книги этих писателей украшают полки книжных магазинов, детские и домашние библиотеки.

Писательница Надежда Борисовна Васильева трижды становилась лауреатом конкурса за повести «Гагара» (2014), «Про Дуньку, которую знали все» (2018), «Смотри страху в глаза» (2023). О том, как проверяет свои произведения на детях, почему плачет, когда пишет, и за что любит Петрозаводск – об этом Надежда Борисовна рассказала Российскому фонду культуры.

С Алексеем Николаевичем Варламовым на церемонии награждения победителей VIII Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова

С Алексеем Николаевичем Варламовым на церемонии награждения победителей VIII Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова

Надежда Борисовна, когда вы начали писать?

Желание выразить свои мысли в художественном творчестве появилось в первые годы работы в школе. Захотелось рассказать взрослым о том, насколько тонка и ранима душа ребёнка. И эта душа ждёт от нас, взрослых, любви и понимания, помощи и защиты. Первым моим произведением был рассказ «Подарки». Эта история о мальчике, которому взрослые отмечали день рождения. Ему исполнилось семь лет. Веселясь с друзьями на даче в хмельном застолье, родители даже не заметили, какую душевную травму пережил их ребёнок в тот день, разом повзрослев не на один год. Все мои первые рассказы можно было бы обозначить одной темой: «Взрослым о детях». Позднее в литературе появился более правильный термин: «Для семейного чтения».

Вы родились в Ленинграде, учились в Пскове, а живёте в Петрозаводске. Как так получилось?

В Карелию направили работать моего мужа, он окончил курсы лётчиков-наблюдателей авиационной охраны лесов. Мы поженились, когда я была студенткой четвёртого курса Псковского педагогического института факультета иностранных языков. После окончания вуза должна была по распределению поехать в Читу, но, учитывая наше семейное положение, мне разрешили поехать за мужем в Карелию. Работала в одной из районных школ республики около двадцати лет.

На творческой встрече

На творческой встрече

Никогда не было желания уехать в Москву, где больше возможностей для самореализации?

Когда появились первые публикации рассказов в коллективных сборниках, пришло осознание того, что мне не хватает знаний и общения с профессиональными литераторами. Наша семья переехала в Петрозаводск. Желания жить в Москве у меня никогда не было. Пусть простят меня москвичи, но я не люблю мегаполисы. Мы с мужем предпочитаем быть ближе к природе: ходим в лес за ягодами, за грибами, ловим рыбу. От большого скопления людей очень быстро устаю. А природа – она лечит душу, даёт ей отдых, наполняет жизненной силой. Все мои герои – жители небольших районных городов и сельских поселений. В глубинках есть такие самородки народной культуры, у которых талант, как родник, будто бьётся из-под земли. И мне очень хочется, чтобы голос этих людей был услышан.

Вы трижды становились лауреатом Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее произведение для подростков…

Хороших книг для подростков сегодня не так много. Ещё сложнее обстоят дела с чтением у школьников этого возраста. Заинтересовать подростка книгой можно только тогда, когда в ней правдиво отражены узнаваемые им в жизни ситуации, впечатляют образы героев, понятен и знаком языковой стиль повествования. А ещё…когда при чтении перед мысленным взором ярко вырисовываются картинки происходящего. Хотелось бы сказать массу добрых слов в адрес организаторов этого конкурса. Конкурс решает сложные задачи. То, что три моих повести «Гагара», «Про Дуньку, которую знали все» и «Смотри страху в глаза» стали лауреатами конкурса, говорит о том, что условия оценки произведений честные, не предвзятые и весьма объективные. Ведь членам компетентного жюри не известны фамилии авторов. Рукописи обозначаются цифрами.

После презентаций дети рады получить книгу с автографом автора

После презентаций дети рады получить книгу с автографом автора

Проверяете ли вы ваши произведения на детях, прежде чем отправить рукопись в издательство?

Да! Сначала даю почитать черновой вариант произведения знакомым учителям, библиотекарям, потом прошу их предложить рукопись для прочтения читающим школьникам в тех классах, для возраста которых книга предназначена. Иногда проводим в классах коллективное обсуждение чернового варианта повести или рассказа. Случалось, что на такие обсуждения приглашались и родители. Мне это очень помогает. Что касается технических вопросов, в которых, признаюсь, я не очень компетентна, то тут консультации мне дают муж и взрослый сын.

Как можно в наше время заставить молодёжь читать?

Я пишу произведения для школьников разного возраста. И после выхода книги провожу большое количество творческих встреч с ребятами. Рассказываю о героях того или иного рассказа, о реальных прототипах персонажей, зачитываю наиболее интересные фрагменты из книги, вовлекая школьников в обсуждение поступков героев, а на их настойчивые вопросы: «А что будет дальше?!» – с улыбкой отвечаю: «Прочтёте рассказ – узнаете!». После презентаций школьники с удовольствием покупают новые книги с автографом автора. Книга, купленная ребёнком, непременно будет прочитана. И чтение может войти в добрую привычку. Этим со мною делились многие ребята.

Проблема отсутствия интереса к чтению у детей сегодня в обществе встаёт очень остро! Мощный посыл в этом направлении сделал Сергей Владимирович Михалков, сказав: «Сегодня – дети, завтра – народ!». Что, по праву, стало девизом литературного конкурса. Этой фразой он разбудил дремотное сознание общественности, привлёк внимание к наболевшему за последние десятилетия вопросу.

«Главная задача пишущего для детей человека – воспитывать душу читающего ребёнка», — уверена Надежда Васильева

«Главная задача пишущего для детей человека – воспитывать душу читающего ребёнка», — уверена Надежда Васильева

Как вы относитесь к критике?

Позвольте мне высказаться образно. В стогу даже сухой соломы можно найти живое и здоровое зерно. Только нужно задаться целью отыскать это зерно. В конструктивной критике великая сила, целью которой является желание помочь. Однако в обществе, где господствуют рыночные отношения, с критикой возникают большие проблемы. Ни для кого не секрет, что заказная критика не может быть объективной. Как в той поговорке: «Кто платит, тот и музыку заказывает». В этом важном литературном направлении должны активно и ответственно работать соответствующие государственные учреждения, заинтересованные в поиске талантливых литераторов, в их поддержке и обучении.

Что вдохновляет вас?

Те жизненные ситуации, при которых происходит трансформация души человека. Когда под воздействием каких-то экстремальных событий меняются его взгляды. Психологизм – путь моих творческих исследований.

Какую литературу вы предпочитаете?

Обожаю исторические романы! Если же говорить о современной художественной литературе, то предпочтение отдаю произведениям, основанным на реальных событиях и обязательно с философским подтекстом, с психологическими поворотами, с яркими образами. Произведения, написанные живым и лёгким языком. Когда лёгкость – сестра таланта.

Как вы относитесь к современной литературе?

Есть много хороших произведений, авторы которых прочно стоят на платформе традиционного подхода к целям и задачам художественной литературы. Творческие открытия таких авторов восхищают! Огорчает стремление некоторых писателей, особенно молодых, к «развлекаловке», «забалтыванию», «чернухе», глупому «оригинальниченью». И уж тем более к использованию художественной литературы в коммерческих целях. Слово должно быть пропущено сквозь душу и до краёв наполнено энергией автора. Только такому слову читатель верит, и оно глубоко проникает в душу. Из художественной литературы не должна уходить реальная жизнь.

Книга «Смотри страху в глаза» стала лауреатом VIII Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова

Книга «Смотри страху в глаза» стала лауреатом VIII Международного литературного конкурса имени Сергея Михалкова

Одна из лучших российских специалистов по детскому чтению Ирина Ивановна Тихомирова в своей книге «Художественная литература и дети» пишет: «Возвышающая цель художественной литературы достигается через сопереживание читателя, через эмоциональное приобщение к духовному опыту человечества». Её книга достойна стать настольной книгой для каждого пишущего для детей писателя. Я благодарна судьбе за то, что мой рассказ «Полынья» вошёл в её методическое пособие «Добру откроем сердце». Рассказ был написан около тридцати лет назад, когда я, работая в школе, только начинала писать.

В ту пору один из известных писателей, в довольно солидном возрасте, лукаво глядя на меня, спросил: «Ты плачешь, когда пишешь какой-нибудь рассказ с эпизодами трагизма?» Вспомнив, как создавался рассказ «Полынья», основанный на только что произошедших реальных событиях, я растерянно кивнула. Ответом была высокомерная усмешка: «Запомни – писатель не должен плакать! Плакать должен читатель!» Этот человек давно ушёл из жизни, а я до сих пор мысленно всё продолжаю спорить в ним. Если душа писателя не трепещет при описании трагического события, у читателя этот эпизод никогда не вызовет сострадания и в глазах не заблестят очищающие душу слёзы. Главная задача пишущего для детей человека – воспитывать душу читающего ребёнка, обогащать его внутренний мир жизненными знаниями. А самые прочные знания мы получаем через сильное сопереживание.

Спасибо!

Фото: личный архив Н.Б. Васильевой, Российский фонд культуры