ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ!
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?

далее



10.JPG

В Российском фонде культуры объявили имена победителей VIII Международного конкурса Сергея Михалкова



В Российском фонде культуры объявили имена победителей, авторов лучших художественных произведений для подростков.

Нынешний Международный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков восьмой по счету, юбилейный. В 2008 году, пятнадцать лет назад, состоялось награждение лауреатов первого конкурса, и награды победителям вручал сам Сергей Михалков, классик детской литературы, автор бессмертной поэмы про дядю Степу. Тогда конкурс представлял собой разовый проект — подарок Сергею Михалкову к его 95-летию.

В августе 2009 года Сергей Владимирович ушел из жизни, и в память о нем было решено проводить конкурс регулярно, раз в два года. За пятнадцать лет он стал заметным событием в культурной жизни страны, позволил многим талантливым авторам заявить о себе. Никита Сергеевич Михалков, председатель Российского фонда культуры и патрон конкурса, считает, что пора увеличивать его масштаб. «Премию надо делать государственной, — сказал он перед объявлением лауреатов, — потому что дети — это государственное дело».

Участником Международного конкурса имени Сергея Михалкова может стать любой совершеннолетний автор, пишущий для подростков на русском языке, независимо от места жительства. Единственное ограничение — произведение должно быть не опубликованным ранее ни в бумажном, ни в электронном виде. Рукописи, поступающие на конкурс, сначала читает профессиональное жюри — в его состав входят известные критики, литературоведы, редакторы издательств и педагоги. Потом к чтению и оценке подключается молодежное жюри, и в результате общего голосования формируется шорт-лист, состоящий из 13 лучших работ (13 — любимое число Сергея Михалкова).

Эти произведения рекомендуются к публикации (в издательстве «Детская литература» есть серия «Лауреаты международного конкурса имени Сергея Михалкова», в которой уже издано около 70 книг, и все они имеют единое оформление).

Три автора становятся призерами конкурса и получают денежную премию.

Еще одна особенность конкурса имени Сергея Михалкова — рукописи передаются на рецензию анонимно, и в этом есть интрига — читая текст, члены жюри представляют себе сочинившую его юную девушку, а оказывается, что это опытный литератор-мужчина. И наоборот, текст выглядит так, словно его написал умудренный годами человек, а на самом деле его создательнице нет и двадцати.

В этом году примерно так и получилось: Виктор Лановенко из Севастополя, получивший третью премию, написал повесть «Злая девчонка» для своих четырех внуков. Хотел подсказать им, что порой в жизни случаются неприятности и даже беды, но копить обиду на обидчиков и приумножать ее день за днем — нельзя, иначе почернеет душа. А молодежное жюри отметило в рецензии, что повесть написана так, что невольно чувствуешь себя на месте главной героини.

Вторая премия досталась Алисе Коротовских из Екатеринбурга за «Сочинение без шаблона». Алиса, которая пишет книги уже десять лет (половину жизни) получила еще и специальный приз молодежного жюри. Один из юных рецензентов написал: «Было ощущение, что это про меня».

Первую премию жюри присудило москвичке Маргарите Мамич за повесть «Рельсы под водой», очаровавшую и профессионалов, и молодежь. Маргарита рассказала «Культуре», что написала ее, потому что об этом просил ее дедушка: «За полгода до смерти дедушка сказал: я не успел написать книгу воспоминаний, может быть ты напишешь? Это повесть о воспоминаниях, о связи между поколениями, о разных народах, которые проживают на территории Крыма, о старинных улочках, по которым мы бродили с дедушкой, когда я была маленькая».

Председатель жюри, писатель, ректор Государственного литературного института имени Горького Алексей Варламов объяснил, почему повесть «Рельсы под водой» получила главный приз:

— В ней есть то, что литературоведы называют словом «хронотоп», идея места и времени. Очень четко показан Крым, как уникальное природное, человеческое явление. И время — с одной стороны, это Великая Отечественная война, с другой стороны — современность. Опять же это сделано не потому, что это модно, нужно, востребовано, не по указке сверху, а совершенно органично. Чувствуется, что у автора это личная история, связанная с ее семьей, с ее дедушкой, с тем, что он рассказывал и не успел написать, как бы завещал внучке и она, выполняя свое обещание дедушке, написала эту крымскую историю, в которой много планов, много смыслов, много тем и героев. Это очень лирическая вещь, поэтическая — и крымское небо, и волны, и ветер, все там есть, и есть совершенно потрясающая история — героиня находит на пляже дорогие серебряные часы, и в этот момент молодой человек, которому она симпатизирует, делает заплыв в море и попадает в течение, уносящее его от берега. И он уже понимает, что не выберется, и просто отдается на волю волн. Как потом выяснилось, это единственно правильное решение — течение тебя вынесет туда, откуда ты уже сможешь выбраться сам. И когда он возвращается к девушке, оказывается, что пока он боролся за жизнь, она бросила в волны часы, чтобы они отпустили того парня. Это так здорово сделано, ненавязчиво, художественно. Очень классно.