ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ И ПЯТЬ!
У меня опять:
Тридцать шесть и пять!
Озабоченно и хмуро
Я на градусник смотрю:
Где моя температура?
Почему я не горю?
Почему я не больной?
Я здоровый! Что со мной?

далее



11.JPG
Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти
 
Страницы: 1
Ответить
О юбилее Сергея Михалкова, http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_12/article_365/ ВЕЛИКОРОССЪ № 50 (июнь 2013) Борис Рябухин ВСТРЕЧИ С ЖИВЫМ КЛАССИКОМ У него творческое счастье началось с лирической легенды. Сергею Михалкову повезло, когда в 23 года он влюбился в девушку
 
ВСТРЕЧА С ЖИВЫМ КЛАССИКОМ
ЖУРНАЛ: № 50 (июнь 2013)
РУБРИКА: Память
АВТОР: Рябухин Борис Константинович


У него творческое счастье началось с лирической легенды

Сергею Михалкову повезло, когда в 23 года он влюбился в девушку из Литинститута Светлану. Он пообещал ей, что напишет стихотворение в её честь и опубликует его в завтрашнем номере «Известий». Обещал потому, что оно уже было написано и стояло в полосе. Он только изменил заголовок: «Колыбельная» на – «Светлана». Но и после Светлана не прониклась чувствами к Михалкову. А проникся Сталин. Он прочёл в «Известиях» стихотворение и попросил узнать у автора, не нуждается ли он в какой-нибудь помощи. Дочь Сталина тоже звали Светланой. Похоже на миф о вожде?

Главное достижение Сергея Михалкова – стихотворение «Дядя Стёпа». Первая публикация «Дяди Стёпы» состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год. Надо отметить, что С.Я. Маршак не только посоветовал доделать это произведение, но и определил судьбу самого автора. Сергей Михалков рассказал об этом в своем «Листке из блокнота»: «За "Дядю Стёпу" он похвалил меня, но одновременно и пожурил, объяснив, что мой добрый великан Стёпа Степанов должен ещё подрасти духовно. Юмор детских стихов, говорил он, заблистает ещё ярче, если вы не побоитесь дать простор лирическому чувству. Лирика, как и юмор, одинаково необходимы в детских стихах». С тех пор тиражи изданий «Дяди Степы» перевалили за двадцать миллионов экземпляров.

Как-то я пригласил Сергея Михалкова, через друга – бывшего работника ЦК КПСС, в московскую школу на ежемесячный урок «Встреча с писателем». У него тогда была травма. Но Михалков приехал в школу. Что творилось в актовом зале, когда вошёл знаменитый детский писатель, опираясь на костыль! Не столько писатель говорил детям, сколько дети – ему. Его стихи и песни, и «Дядю Стёпу», и фрагменты из детских пьес.


Праздник встречи с живым классиком они запомнят на всю жизнь.

Мы с другом проводили в машине Михалкова до знаменитой его квартиры. И довольный классик на прощанье нас расцеловал…

Теперь иду по Поварской улице и вижу, С.В. Михалков приветствует поднятой рукой на мемориальной доске на стене своего дома.


Наконец, славу Сергею Михалкову принёс Гимн страны.

Когда в 1944 году правительство СССР приняло решение о смене старого гимна («Интернационал»), к созданию текста нового гимна был привлечён известный журналист и поэт Габриэль Эль-Регистан (Габриэль Аркадьевич Уреклян), который в свою очередь предложил молодому тогда ещё Михалкову быть его соавтором. Этот вариант Государственного гимна был выбран Сталиным из ста вариантов, а основной конкурент – Александр Твардовский на последнем этапе отпал.

И Иосиф Сталин в какой-то момент оказался в некотором роде соавтором. «Сохранился седьмой вариант гимна с поправками Сталина. Некоторые материалы авторы попросили себе на память. “Поправки, сделанные тов. Сталиным собственноручно в 23.45 в Кремле 23 октября 1943 г. по моей просьбе – подаренные нам. С. Михалков. Эль-Регистан”. И ещё: “Поправки тов. Сталина (сделанные им от руки синими чернилами) мы пометили здесь красным карандашом; синим карандашом помечена наша окончательная редакция, принятая товарищем Сталиным, Молотовым и Ворошиловым”». (Евгений Громов. «Сталин. Власть и искусство». М., 1998).

В 1977 году, после принятия новой Конституции СССР, Сергей Михалков создал вторую редакцию слов для Государственного Гимна СССР, в которой отсутствовало упоминание имени Сталина. Это воспринималось как значительное событие. В Венгрии, где я был тогда по приглашению комиссара полиции и его супруги, меня спросили тихо: «У вас в стране поменялся строй?»

В 2000 году, когда, действительно, в стране поменялся строй, началась работа по принятию нового Гимна Российской Федерации.

По слухам, когда какой-то остроумец назвал авторов вариантов нового гимна «гимнюками», Михалков даже не обиделся.

– Гимнюки, не гимнюки, – сострил он, – а петь будете стоя.


Но прежде всего, С.В. Михалков был баснописцем.

Сам Михалков в своей биографической книге писал: «Мысль обратиться к басне подал мне один из старейших и замечательных мастеров русской литературы А.Н. Толстой. Прочитав как-то мои новые стихи для детей, он сказал: "Те твои стихи, в которых ты идёшь от фольклора, от народного юмора, тебе лучше всего удаются... Попробуй писать басни". Спустя некоторое время я написал свою первую басню. А.Н. Толстому басня понравилась. Я написал ещё несколько. Одну из них напечатала газета "Правда". Это была басня "Лиса и бобёр". Затем появились "Заяц во хмелю", "Две подруги", "Дальновидная сорока" и другие». Всего перу Михалкова принадлежит около двухсот басен.

На школьной сцене я читал басни Сергея Михалкова. Особенно удачно – «Заяц во хмелю». Потом стал читать свои басни, скрывая фамилию автора. Наконец мою басню «Ворона из Вашингтона» опубликовала в 1959 году областная газета «Волга», когда я учился в 10 классе. Остальные басни не публиковали, видимо, потому что не хватало такого чувства юмора, как у баснописца Сергея Михалкова.

Впоследствии я узнал удивительное совпадение в биографиях И.А. Крылова и С.В. Михалкова. Оба были баснописцами, и в то же время – чуть ли не главными цензорами в стране (как это понимать?). И оба сначала указывали авторов произведений, которые они переводили, а потом оставляли только свою фамилию. Один выбросил Эзопа и Лафонтена, другой – Гофмана и Шарля Перро…

Сергей Михалков вполне обоснованно стал соавтором произведений «Три поросёнка», «Сон с продолжением», наконец, стихотворной сказочной комедии «Смех и слёзы» по мотивам классической драмы Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам». «Смех и слёзы» можно отнести к самым крупным удачам Михалкова.

С.В. Михалков является автором многих пьес для детских театров: «Особое задание» (1945), «Красный галстук» (1946), «Я хочу домой» (1949), «Сомбреро» (1957) и др., и пьес для взрослых, таких как «Балалайкин и К°», а также автором ряда сценариев как игровых художественных, так и мультипликационных фильмов.

Его соавторы с удовольствием подставляли плечо талантливому драматургу. Об этом вспоминает Олег Михайлович Грибанов, который под псевдонимом «Андрей Нечаев» был соавтором С.В. Михалкова в пьесе «Круглый стол с острыми углами» (1968).

Интересную историю о Сергее Михалкове и легендарном спектакле «Современника» «Балалайкин и К°» рассказала завлит Елизавета Котова. Предложили Михалкову сделать пьесу по роману Салтыкова-Щедрина, чтобы его имя помогло обойти цензуру. Договорились об этой постановке с Товстоноговым. Сделали совместно инсценировку. И Товстоногов создал выдающийся спектакль, но абсолютно не проходной. Зато знаменитый Михалков помог сдать комиссии спектакль своим авторитетным словом: «Давненько царизм не получал такой пощёчины!».

С.В. Михалков следил чётко, чтобы имена его соавторов были в титрах кинофильмов и платёжных ведомостях. Так вспоминает журналист и сценарист Александр Ильич Шлепянов (с 1988 года живёт в Лондоне). В соавторстве с Сергеем Михалковым он написал сценарии «Комитет 19» и «Вид на жительство».

Классик и сам получал премии в коллективе соавторов. Например, Постановлениями Совнаркома СССР от 10 и 11 апреля 1942 года группе граждан была присуждена вторая Сталинская премия. Среди них – премию 2 степени получил поэт Сергей Владимирович Михалков, соавтор сценария снятой в 1941 году на «Ленфильме» картины «Фронтовые подруги» (разделив её с коллективом создателей фильма).

О том, как нелегко признаётся соавторство, классик поведал в своей книге – «Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы» (Библиотека мировой литературы для детей, т. 22, кн. 3): «В 1949 году на сцене Большого театра Союза ССР с успехом шла комическая опера Б. Сметаны “Проданная невеста”. Спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии, и в числе коллектива участников и создателей спектакля cтояла и моя фамилия как автора русского текста. На одном из решающих заседаний Комитета по Государственным премиям (членом которого был и я) по предложению А.А. Фадеева, являвшегося председателем комитета, моя кандидатура была снята с голосования.

– И не думай! – сказал простодушно Фадеев, когда я изложил ему мои «веские доводы». – Ты можешь писать оригинальные произведения, а этот твой текст, может быть, сам по себе и хорош, да не самостоятелен! За эту работу премии тебе не полагается, и ты её не получишь! Это я тебе говорю! Да, да! Вот так! Пиши больше для детей!..»


И Сергей Михалков создал море книг для детей!

На юбилее 100-летия С.В. Михалкова, Президент В.В. Путин напомнил о том, что этот писатель-патриот воевал в годы Великой Отечественной войны.

С.В. Михалков в 1939 году был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Украины, впервые попробовав свои силы во фронтовой печати как военный корреспондент, в качестве которого работал весь период Отечественной войны.


И, конечно, С.В. Михалков был выдающимся общественным деятелем. Для этого у него были знаменитые родовые корни.

Род Михалковых, по советским слухам, шёл от родственника царей – Михáлки. А точнее, отец С.В. Михалкова – Владимир Александрович Михалков был потомком древнего дворянского рода. Первый постельничий молодого царя Михаила Фёдоровича – Константин Иванович Михалков был наместником трети Московской и умер в 1628 году. Фёдор Иванович Михалков служил воеводой в Романове, Тотьме и Чебоксарах. В 1613 году «за службу против польских и литовских людей» и за «московское сидение» ему была пожалована вотчина «по приговору» боярина князя Дмитрия Трубецкого и князя Дмитрия Пожарского.

Прадед писателя Владимир Сергеевич Михалков, родившийся в 1817 году, открыл новую страничку в истории семьи – а именно, в области культуры. Окончив Дерптский университет (ныне город Тарту), он посвятил себя деятельности в сфере народного образования. Этим и определил путь знаменитого правнука.


Довелось мне узнать и о тайне рода Михалкова.

У Сергея Владимировича было два брата – Михаил и Александр. Михаил Михалков работал в системе НКВД, впоследствии также стал известным советским писателем, печатался под псевдонимами Михаил Андронов и Михаил Луговых.

Как-то заскучавший писатель Михаил Андронов в буфете ЦДЛ сам разговорился со мной. Я мог ему довериться только потому, что он действительно очень похож на Сергея Михалкова. Достав свою пол-литровую фляжку из нержавейки, он налил мне тоже рюмку водки и повёл рассказ о своей военной жизни, в которой он выполнял задания советского разведчика в разных чинах и странах. Я этот сказ воспринимал, как нереализованный вымысел прозаика, поэтому слушал спокойно. Но когда Михаил Андронов сказал о том, что за свою верную службу был арестован как предатель родины, я сразу поверил и спросил: «Вы обратились за помощью к родному брату?» Оказалось, что братья враждовали. И только угроза приговора заставила Михаила Михалкова обратиться к влиятельному брату за помощью. И Сергей Михалков спас ему жизнь.


До конца жизни Сергей Михалков был на общественном и творческом посту.

Мне удалось к его юбилею, через его литературного секретаря, получить подборку его новых произведений (стихотворение и басню) и опубликовать их с поздравлением в журнале «Юность».

Только с 1992-го по 1999-й годы Михалков был сопредседателем Исполкома Сообщества Писательских Союзов. В 2005 году писатель занимал пост председателя исполкома Международного сообщества писательских союзов. Наконец, к 2008 году суммарный тираж книг Сергея Михалкова насчитывал около 300 миллионов экземпляров.

Не могу в связи с этим не привести выдержку из безымянной статьи в Интернете «Поэт-патриарх»: «Сергей Владимирович родился при русском царе, пошёл в школу при Ленине, стал трижды лауреатом Сталинской премии при Сталине, возглавил сатирический киножурнал “Фитиль” при Хрущёве, переписал Государственный гимн при Брежневе, предостерегал от слишком разрушительных преобразований Горбачёва (не успел ничего получить), удержался в кресле писательского руководителя при Ельцине, снова переписал гимн при Путине…»

На одной из встреч Президент Путин привёз в подарок юбиляру уникальный альбом с архивными фотографиями, на которых писатель запечатлён в разные моменты своей жизни, и наградил тогда Сергея Владимировича орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Страницы: 1
Ответить
Форма ответов
 
Текст сообщения*
Отправить Отменить
Файлы:
Перетащите один или несколько файлов в эту область
или выберите файл на компьютере
Файлы:
Загрузить файлы